Интересное о слухе

Давайте разбираться в сложной теме. Постараюсь рассказать простыми словами о сложном.
Слух — это один из самых важных органов чувств человека. Он позволяет нам воспринимать информацию об окружающем мире, общаться с другими людьми и наслаждаться звуками природы. Однако, как и другие органы чувств, слух может быть подвержен различным нарушениям и заболеваниям.


Когда следует проверить слух?

10 основных показаний, когда следует проверить слух:

1. Вы стали хуже слышать или вам кажется, что окружающие люди говорят слишком тихо.
2. У вас есть шум или звон в ушах.
3. Вы испытываете боль или дискомфорт в ушах.
4. Вы заметили, что стали неправильно воспринимать речь или звуки.
5. Вы работаете в шумных условиях или занимаетесь деятельностью, связанной с громкими звуками.
6. У вас есть родственники с нарушениями слуха.
7. Вы перенесли травму головы или уха.
8. Вы страдаете хроническими заболеваниями, которые могут повлиять на слух.
9. Вы заметили, что вам стало трудно понимать речь по телефону.
10. Вы испытываете головокружение или проблемы с равновесием, которые могут быть связаны со слухом.
Несколько признаков нарушения слуха:

  • Человек не реагирует на звуки, которые раньше вызывали у него реакцию.
  • Человек часто просит повторить сказанное.
  • Человек увеличивает громкость телевизора или радио.
  • Человек внимательно следит за губами собеседника во время разговора.
  • Человек говорит громче, чем обычно.
  • Человек жалуется на звон или шум в ушах.
  • Человек плохо понимает речь в шумной обстановке.
  • Человек испытывает трудности с восприятием высоких или низких звуков.
  • Человек чувствует заложенность или боль в ушах.
  • Человек замечает, что его речь стала менее внятной.

Проверка слуха должна проводиться регулярно, особенно у людей, входящих в группу риска по потере слуха. К таким группам относятся люди, работающие в шумных условиях, люди, имеющие родственников с нарушениями слуха, люди, страдающие хроническими заболеваниями, и т. д.

Для проверки слуха используются различные методы, такие как аудиометрия, импедансометрия, отоакустическая эмиссия и т. п. Эти методы позволяют оценить различные аспекты слуха, такие как чувствительность, восприятие речи, наличие шума и т. д.

Если вы заметили у себя или у своих близких подобные признаки, рекомендуется обратиться к врачу-сурдологу для проведения диагностики и назначения соответствующего лечения. Раннее выявление и лечение нарушений слуха могут предотвратить более серьёзные проблемы в будущем.

Таакс, что такое звук?

Звук — это физическое явление, представляющее собой распространение упругих волн в среде. Эти волны могут быть как продольными, так и поперечными. Продольные волны возникают в результате сжатия и растяжения среды, а поперечные — в результате деформации сдвига одного слоя среды относительно другого.

Немного «простой» физики:
В вакууме звук распространяться не может, так как в нём нет упругой среды. В воздухе и других газах, а также в жидкостях и твёрдых телах звук распространяется благодаря наличию упругих сил взаимодействия между молекулами среды.

Звук характеризуется такими параметрами, как частота, амплитуда и фаза. Частота звука (т.е. скорость, с которой звук вибрирует) определяет его высоту, амплитуда — громкость (этот параметр субъективный и воспринимается людьми по-разному: для кого-то тихие звуки — слишком тихие, для кого-то средняя громкость — очень громкая), а фаза — временную задержку между колебаниями в разных точках пространства.

Громкость

Громкость — это субъективная мера воспринимаемой интенсивности звука. Это ощущение, которое в основном связано со звуковым давлением, позволяет нам различать громкие и тихие звуки.

Характеристики громкости:
1. Абсолютный порог слышимости — это наименьший уровень звукового давления, необходимый для возникновения слуховых ощущений в тихой обстановке. Этот порог варьируется у разных людей и для каждой звуковой частоты.
2. Уровень дискомфорта — соответствует самому низкому уровню звукового давления, необходимому для возникновения ощущения дискомфорта. Он варьируется у разных людей и для каждой звуковой частоты.
3. Нормальные пороги — нормальные абсолютные пороги и пороги дискомфорта определяются по средним порогам, зарегистрированным у большого количества нормально слышащих людей.

Слуховое поле

На слышимых частотах область между абсолютным порогом слышимости и порогом дискомфорта определяет слуховое поле человека.

Динамический диапазон этого поля — это расстояние между двумя порогами
Слуховое поле человека простирается от звукового давления 0,02 мПа (0 дБ SPL) до 20 Па (120 дБ SPL). Это справедливо для частот от 0,5 до 8 кГц, к которым ухо наиболее чувствительно. Более низкие и высокие частоты требуют гораздо большего уровня звукового давления для достижения порога слышимости, а частоты, расположенные ближе к краю слухового поля, имеют меньший динамический диапазон.

Все звуки с частотой ниже 20 Гц считаются «инфразвуками». Некоторые животные, например кроты, способны воспринимать звуки с частотой в несколько герц. Их слуховой диапазон находится на октаву или две ниже, чем у человека. Звуки выше 20 кГц называются «ультразвуками». Например, собаки могут слышать звуки до 40 кГц, а летучие мыши — до 160 кГц. Это соответствует двум или трем октавам выше, чем у человека.

Контуры равной громкости

Контур равной громкости изображает все чистые тона, которые вызывают одинаковые ощущения громкости в зависимости от частоты.

На этом графике представлены средние контуры равной громкости 50 нормально слышащих молодых людей, записанные в безэховой камере при двустороннем предъявлении звука в свободном поле. Единицей измерения для этих контуров является фон, который соответствует уровню звука (в дБ SPL) на частоте 1 кГц. Например, чистый тон частотой 1 кГц, подаваемый при уровне SPL 20 дБ, будет равен 20 фонам, как и чистый тон частотой 100 Гц, подаваемый при уровне SPL 43 дБ.

Фон равен только дБ SPL для звука 1 кГц.

Соны

Фон — это единица равных ощущений, а не ощущений как таковых. Поэтому используется и вторая единица: сон.

Для уровней выше 40 фонов и для средних частот сон связан с фоном уравнением:

Sone=2(phon-40)/10. Таким образом, на частоте 1 кГц звук в 40 фонов равен 2(40−40)/10=1 сону.

Громкость по-разному изменяется в зависимости от частоты. Громкость звука с частотой 0,1 кГц увеличивается гораздо быстрее, чем звуков с частотой 1 и 8 кГц. Это говорит о том, что динамический диапазон на этой частоте меньше, чем на частоте 1 кГц или 8 кГц.

Дифференциальный порог — это наименьшее физическое изменение интенсивности, которое вызывает изменение громкости. Он зависит как от интенсивности, так и от частоты звука. При более высокой интенсивности ухо способно различать разницу в интенсивности в 0,4 дБ. Считается, что существует около 150 уровней громкости

Громкость и критические полосы

Критические полосы — это диапазоны частот, в которых человеческое ухо особенно чувствительно к звукам. Это значит, что при изменении уровня звука в этих диапазонах мы ощущаем его гораздо более ярко и отчетливо, чем в других частотах.

Исследования психоакустики показывают, что критические полосы могут меняться в зависимости от частоты звука, его громкости и длительности. Например, в низких частотах (до 500 Гц) критическая полоса может быть шире, чем в высоких (от 1000 Гц и выше).
Наличие критических полос слуха отражает фундаментальную способность слуховой системы к частотному анализу, который выполняется во внутреннем ухе.

Понимание критических полос важно не только для науки, но и для практического применения. Например, при создании звукозаписей и музыкальных композиций знание о критических полосах помогает инженерам звука правильно балансировать частоты и делать звучание более приятным для слушателей.

Маскировка

Маскировка — это процесс, при котором один звук скрывает другой звук.

Восприятие различных компонентов сложного звука не происходит независимо друг от друга

На этом рисунке зеленым цветом показаны пороги слуха, полученные без маскировки и с широкополосным шумовым маскером (от 1100 до 1300 Гц) на разных уровнях интенсивности.

Красная линия показывает изменение порогов слышимости, полученных при уровне шума 60 дБ SPL. Например, чистый тон 1000 Гц будет слышен только при уровне SPL 45 дБ, а не 3 дБ в отсутствие маскирующего шума.
Этот график также показывает, что маскирующий эффект шума увеличивается с интенсивностью, и он сильнее действует на более высокие частоты.

Другими словами, низкие частоты легче маскируют высокие частоты, чем наоборот.

Существует и другая форма маскировки. Известная как «информационная маскировка», она заключается в изменении восприятия интенсивности звука на центральном уровне. Например, если к одному уху поднести чистый тон, а к другому — шумовой маскер, центральный эффект шумового маскера изменит громкость чистого тона. Таким образом, маскировка происходит даже тогда, когда маскирующее устройство устанавливается на другое ухо.

Другие факторы, влияющие на громкость

1. Продолжительность. Громкость возрастает до критического значения между 50 и 400 мс, а затем немного снижается.
2. Предсказуемость. Когда слушатель ожидает громкого звука, его громкость ниже, чем если звук не ожидается.
3. Стапедиальный рефлекс. Этот рефлекс возникает в основном на короткие звуки средней частоты, подаваемые на уровне более 80 дБ. Он действует за счет ригидности цепи косточек, что приводит к затуханию звуковых колебаний и, следовательно, к уменьшению громкости. Однако этот рефлекс может утомляться.
4. Усталость. После того как ухо подверглось воздействию слишком интенсивного звука, может произойти повышение порога слышимости из-за усталости нервных волокон. Это проявляется при выходе из ночного клуба или после длительного использования наушников на высокой громкости.

Частотная дискриминация

Частотная дискриминация относится к способности уха воспринимать разницу между двумя чистыми тонами разной частоты, но одинакового уровня звука, предъявляемыми последовательно.

Ощущение высоты тона позволяет нам определить звук как низкий или высокий. Эта перцептивная характеристика в основном связана с частотой. Тембр — более сложное понятие, позволяющее различать два источника звука, издающих один и тот же звуковой сигнал. По сути, тембр является производной от спектрального состава звука.

Частотная избирательность

Частотная избирательность — это способность различать два одновременно издаваемых звука.

Этот график показывает минимальную интенсивность звука определенной частоты (показана на оси x), необходимую для маскировки тестовой частоты. Например, чтобы замаскировать звук частотой 750 Гц, необходимо подавать его с интенсивностью 35 дБ, чтобы замаскировать звук частотой 1000 Гц, подаваемый с интенсивностью 10 дБ.

Чем круче наклон кривой, тем более избирательным является ухо на данной частоте. Чтобы определить нормальный предел, рассчитывается Q10, который соответствует соотношению между тестовой частотой и промежутком между двумя частотами, которые маскируют тестовую частоту при подаче звука на 10 дБ выше ее интенсивности.
В данном примере частоты, которые маскируют тестовый звук при подаче сигнала на 10 дБ выше его интенсивности, составляют 900 и 1050 Гц. Таким образом, Q10 составляет 1000/(1050−900) ≈ 7. Q10 считается нормальным, если он больше 4,3.

Наконец, видно, что эта кривая широкая, но имеет больший наклон в диапазоне высоких частот, чем в диапазоне низких частот. Это говорит о том, что низкие частоты лучше маскируют звуки, чем высокие.

Шкала МЕЛа

Это шкала для относительного восприятия двух звуков разной высоты.

В диапазоне до 500 Гц высота тона линейно возрастает с частотой: шкала Гц равна шкале мел.

При частоте свыше 500 Гц высота тона изменяется логарифмически с частотой: последняя увеличивается с большей скоростью, чем ощущение высоты тона.

Считается, что существует 620 уровней высоты тона, каждый из которых соответствует примерно 4 мелам, или, если распределить их по базилярной мембране, 52 микрометрам (примерно 6 волосковых клеток).

Факторы влияющие на высоту тона

1. Уровень интенсивности. Высота средних частот не меняется в зависимости от уровня интенсивности. Однако при повышении уровня интенсивности более низкие частоты становятся ниже, а более высокие — выше.

2. Длительность звука. Когда звук короткий, он теряет свою спектральную чистоту. Поэтому чем короче звук, тем ниже его высота.

3. Диплакузия. Диплакузия — это когда чистый тон имеет разную высоту при прослушивании левым и правым ухом. Более выражена у людей с нарушениями слуха, НО встречается и у нормально слышащих людей. По оценкам, разница в высоте тона составляет около 3%.

4. Маскировка. Когда определенные компоненты звука маскируются другим звуком, высота тона может измениться.

Тембр

Тембр — это компонент слуха, который позволяет нам различать два звука одинаковой громкости и высоты тона.

Тембр звука в основном связан с его спектральным составом, а также с его эволюцией во времени. Таким образом, можно определить происхождение определенной группы звуков.

Самый распространенный пример — способность различать разные музыкальные инструменты. Только тембр позволяет отличить два инструмента, играющих одну и ту же ноту

Бинауральный слух

Бинауральный слух — естественная способность слышать обоими ушами.

Бинауральный слух необходим для точного определения местоположения источника звука. Он также участвует в определении расстояния до источника звука и выделении интересующего вас звука на фоне шума.

Поскольку слух в основном обрабатывается парой органов (двумя ушами), различают прослушивание одним ухом (моноауральный слух) и обоими ушами (бинауральный слух).

Локализация источников звука

Локализация источников звука — это один из важных аспектов восприятия звуковой информации. Способность человека точно определять местоположение источника звука в пространстве играет ключевую роль в его ориентации и безопасности.

Механизм локализации звука в организме человека связан с особенностями акустической системы, а также с обработкой звуковых сигналов в мозге. Ухо способно определять направление звука благодаря различиям во времени прихода звукового сигнала к каждому уху, а также различиям в интенсивности и тоне звука, получаемого каждым ухом.

Важно отметить, что локализация звука может быть несколько искажена в условиях шума или при наличии отражений звука от поверхностей. Тем не менее, человеческий мозг обладает удивительной способностью компенсировать эти искажения и все равно обеспечивать точную локализацию источника звука.

Горизонтальная локализация звука

Это способность определять направление прихода звука в горизонтальной плоскости у человека.

Межзвуковая разница во времени (ITD)

Разница во времени между приходом звуковой волны к каждому уху является важным критерием для оценки положения звука в горизонтальной плоскости.

Звук, генерируемый локализованным источником «S», в горизонтальной плоскости, образованной углом α и расстоянием r от центра головы, будет иметь разный путь, чтобы достичь правого ® и левого (L) уха.

В этом случае расстояние SL больше, чем SR, и поэтому звук дойдет до правого уха раньше, чем до левого. Разница во времени прихода звуковой волны к каждому уху называется межауральной разницей во времени (ITD). Когда источник звука находится на одинаковом расстоянии от обоих ушей (под углом 0° или 180°), ИТД равна 0.

Напротив, ITD достигает максимума, когда источник звука находится под углом ±90°. В этот момент он равен примерно 0,7 мс для головы человека среднего размера.

ITD — это фундаментальный сигнал для локализации источника звука, частота которого не превышает 1500 Гц. При частоте выше 1500 Гц сигнал ITD становится неоднозначным. Однако в случае сложных звуков ИТД огибающей (медленной модуляции) высоких частот может быть воспринят. Это называется межауральной разницей во времени огибающей.

Межауральная разница уровней (ILD)

Эффект затенения головы означает поглощение части энергии звука самой головой. Это вызывает межауральную разницу уровней (ILD), которая соответствует разнице в интенсивности звука для каждого уха. Однако этот признак сильно зависит от частотной составляющей звука. Когда она ниже 1500 Гц, ILD практически отсутствует. Напротив, для частот свыше 1500 Гц ILD является полезной подсказкой.

Таким образом, объединение ILD и ITD позволяет довольно точно локализовать звук в горизонтальной плоскости. Тем не менее, на азимутах 0° и 180° сохраняется запутанная ситуация, когда ILD и ITD почти идентичны, что создает так называемый конус путаницы.

Вертикальная локализация звука

Это способность определять направление прихода звука в вертикальной плоскости у человека.

Вертикальная локализация звука достигается благодаря особенностям анатомии и физиологии нашего слухового аппарата. Наши уши расположены на разной высоте от земли, что позволяет нам воспринимать звуки с различных уровней. Кроме того, ушная раковина и внутренние структуры уха помогают фильтровать и улавливать звуковые волны с разных направлений и высот.

Эксперименты показали, что человек способен определить вертикальное положение источника звука с точностью до нескольких градусов. Это помогает нам ориентироваться в окружающем мире и быстро реагировать на звуковые сигналы. Например, при слышании шума снизу мы можем предположить, что это происходит на уровне земли и быть более бдительными в случае опасности.

ВАЖНО: Локализация источника в вертикальной плоскости остается менее точной, чем в горизонтальной.

ВАЖНО: При наличии возможности, проводить бинарульное слухопротезирование.

Дистанция

Изменения в уровне интенсивности и соотношение между энергией прямых и отраженных звуков являются основными признаками, которые позволяют нам приблизительно определить расстояние до источника звука.

Колебания уровня интенсивности

Движущийся источник звука имеет переменный уровень интенсивности. Если он приближается, уровень интенсивности увеличивается, если удаляется — уменьшается. Этот признак можно использовать только в нереверберирующей среде (например, в безэховой камере). В реверберирующей среде распределение звуковых волн и, как следствие, уровень их интенсивности зависят от реверберационных свойств помещения.

Взаимосвязь между прямым и реверберирующим звуковыми полями

Вблизи источника звука преобладает прямое звуковое поле. Чем дальше от источника звука, тем больше преобладает реверберационное поле, которое создается за счет отражения прямых волн от потолка и стен помещения. Таким образом, изменение соотношения между прямым и реверберационным полями дает представление о перемещении, а значит, и об удаленности источника звука.

Человек воспринимает звук с помощью органа слуха. Наш орган слуха — ухо — преобразует вибрации в электрические сигналы, посылаемые в мозг, где они интерпретируются как звук, например — речь.

Как же мы слышим?

Это достаточно сложный и слаженный процесс наружного, среднего и внутреннего уха.

Посмотрим на него изнутри?

Звуковая волна начала распространяться и достигла ушной раковины. Ушная раковина, не спроста имеет свое название. Она направляет звуковую волну в наружный слуховой проход (вспоминаем раковину на кухне, и как и куда она направляет поток воды). Слуховой проход имеет 2 изгиба. Это защита «от дурака» и других возможных травмирующих агентов, которые могут травмировать слуховой проход и барабанную перепонку. В наружном слуховом проходе имеются железы, которые выделяют серу. Она нам нужна тоже для защиты. Ок, звуковая волна прошла наружный слуховой проход. Далее она упирается в барабанную перепонку. Вот тут и закончилось наружное ухо.

Начинается среднее ухо. Барабанная перепонка вибрирует и передает вибрации на слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко), которые соединены между собой суставами. Косточки расположены в барабанной полости, а она соединяется через слуховую трубу (нужна, чтобы выравнивать давление в среднем ухе) с носоглоткой, через aditus ad antrum с сосцевидной пещерой («легкими среднего уха»). Барабанная полость заполнена воздухом.
Дальше звуковая волна прошла через все косточки и достигла внутреннего уха — улитки и тут начинается магия. Здесь начинается внутреннее ухо. Сложнейший и функциональный орган. Ммммммм. Ну мЁд… Ну с… а, мЁд…
Внутреннее ухо делится на 2 различные системы:

1. орган равновесия (преддверие и полукружные каналы) — его мы оставим на отдельный разбор.

  1. Anterior semicircular canal
  2. Ampulla (superior canal)
  3. Ampulla (lateral canal)
  4. Sacculus
  5. Cochlear duct
  6. Helicotrema
  7. Lateral (horizontal) canal
  8. Posterior canal
  9. Ampulla (posterior canal)
  10. Oval window
  11. Round window
  12. Vestibular duct (scala vestibuli)
  13. Tympanic duct (scala tympani)
  14. Utricule
2. орган слуха (улитка).

Вспоминаем улитку, ее панцирь.

Улитка имеет 2.5 завитка, т. е по факту трубка, закрученная на 2.5 оборота вокруг центрального стержня.

В этом стержне имеется узел улиткового нерва. От этого узла отходят нервные волокна к кортиеву органу в котором происходит вся магия.

Разбираем строение «трубки». Трубка поделена на 3 части. Если говорить грубо, то просвет трубки разделен перегородками на 3 пространства, которые заполнены жидкостью: 2 лестницы: преддверия, барабанная, и улитковый проток.

Эти пространства заполнены жидкостью: а. лестницы: 1. лестница преддверия, и 2. барабанная лестница. Они заполнены перилимфой (на картинке выделен синим цветом) б. улитковый проток. Он заполнен эндолимфой. (на картинке выделен зеленым цветом)
барабанная лестница (3),
лестница преддверия (2)
улитковый проток (1).
нейроны спирального ганглия (4)
слуховой нерв (5)
В улитковом протоке расположен кортиев орган.

Кортиев орган — электронная микроскопия, который расположен на базилярной мембране.

Орган, в котором происходит магия — преобразование колебаний звуковой волны в электрическую, которая дальшей пойдет в головной мозг.

Как же это происходит?

  • Звуковые волны вызывают колебания базилярной мембраны улитки.
  • Колебания мембраны вызывают колебания стереоцилий волосковых клеток.
  • Сгибание стереоцилий приводит к открытию ионных каналов в мембране волосковых клеток.
  • Ионы кальция проникают в волосковые клетки, что приводит к выделению нейромедиатора.
  • Нейромедиатор активирует окончания слухового нерва, что приводит к генерации электрических импульсов. Электрические импульсы, генерируемые волосковыми клетками, передаются по слуховому нерву в мозг, где они интерпретируются как звук.

Как выглядят эти магические клетки?

1. Как галочка, либо буква V в несколько рядов — наружные волосковые клетки
2. Один ряд, как заборчик, в верхней части картинки — внутренние волосковые клетки
Диапазон восприятия звуковых частот волосковыми клетками кортиева органа, расположенными на всем протяжении базилярной мембраны, колеблется от 18 до 20 000 Гц. Высокие частоты воспринимаются в базальной части улитки (самой широкой), а низкие — в области ее вершины.
До 80 дБ (зеленый): нет никакого риска для уха, независимо от продолжительности звукового воздействия.
От 80 до 90 дБ (желтый): мы приближаемся к опасной зоне, но риск ограничен очень длительным воздействием.
От 90 до 115 дБ (красный): опасная зона: чем громче звук, тем меньше времени требуется для возникновения повреждений.
Выше 115 дБ (коричневый) очень короткие звуки сразу же вызывают необратимые повреждения.

Noise intensity in dB — Интенсивность шума в дБ
Blast — Взрыв
Plane take off — Взлет самолета
Shot, foghorn — Выстрел
Pneumatic drill — Пневматическая дрель
Chain-saw — Бензопила
Drill — Дрель
Playground — Игровая площадка
Vacuum cleaner — Пылесос
Washing machine — Стиральная машина
Library — Библиотека
Soundproof room — Звукоизолированная комната
Hearing threshold — Порог слышимости
dB — дБ
Alarms — Сигналы тревоги
Discos, concerts — Дискотеки, концерты
Walkman — Плеер
Traffic — Транспорт
Classroom — Учебный класс
Whisper, normal voice, scream — Шепот, нормальный голос, крик
Irreversible damage — Необратимые повреждения
Danger: harmful sounds — Опасные звуки
Harmfulness threshold — Порог вредного воздействия
No risk — Безопасно

Опасные звуки и шум

MAXIMUM EXPOSURE (WITHOUT PROTECTION) BEFORE DAMAGE — МАКСИМАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (БЕЗ ЗАЩИТЫ) ДО ПОВРЕЖДЕНИЯ

From 120 to 140 dB: Seconds of exposure may irreversibly damage the cochlea — От 120 до 140 дБ: Секунды воздействия могут необратимо повредить улитку
107 dB: 1 min per day — 107 дБ: 1 мин в день
101 dB: 4 min per day — 101 дБ: 4 мин в день
95 dB: 15 min per day — 95 дБ: 15 минут в день
92 dB: 30 min per day — 92 дБ: 30 минут в день
86 dB: 2h per day — 86 дБ: 2 ч в день
80 dB: 8h per day — 80 дБ: 8 часов в день
Многие пациенты на приеме интересуются, как долго можно безопасно находится в шуме?

Основные причины снижение слуха

1. Возрастные изменения: с возрастом у человека могут происходить естественные изменения слуха.
2. Механические травмы: переломы костей черепа, разрывы барабанной перепонки, разрыв цепи слуховых костей и другие.
3. Инфекционные заболевания: разные формы отитов, менингит, ряд вирусных заболеваний (например: грипп, корь).
4. Баротравма.
5. Декомпрессионная болезнь.
6. Фиксация слуховых косточек в связи с воспалительным процессом.
7. Спаечный процесс в среднем ухе.
8. Тимпаносклероз.
9. Отосклероз.
10. Серная пробка.
11. Опухоли уха.
12. Генетические заболевания: синдром Вандербурга, синдром Ашера, синдром Олпорта и т. д.
13. Врожденные аномалии уха: микротия, атрезия наружного слухового прохода.
14. Аутоиммунные заболевания: гранулематоз Вегенера, рецидивирующий полихондрит.
15. Медикаментозное лечение: ведение ототоксичных препаратов (например: гентамицин). 16. Хроническая акустическая травма — длительное воздействие шума.
17. Острая акустическая травма — внезапный громкий шум.
18. Химиотерапия и лучевая терапия.
И еще много много разных интересных и необычных причин …

Формы снижение слуха

Снижение слуха — это тугоухость.

Существует несколько форм снижения слуха:
1. Кондуктивная тугоухость — это нарушение ПРОВЕДЕНИЯ звука. Причиной кондуктивной тугоухости могут быть серные пробки, отиты, разрывы барабанной перепонки и другие заболевания.

Лечение кондуктивной тугоухости направлено на устранение причины нарушения проведения звука.
2. Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная) — это нарушение ВОСПРИЯТИЯ звука во внутреннем ухе.

Причиной нейросенсорной тугоухости может быть повреждение волосковых клеток внутреннего уха, повреждение слухового нерва или центральных отделов слуховой системы и т. д. Возможное лечение нейросенсорной тугоухости зависит от длительности заболевания, причин заболевания. Включает в себя в ОСТРОМ периоде применение системных ГКС, интратимпанальное введение ГКС.

В настоящее время лечения хронической нейросенсорной тугоухости НЕ существует.

Наша задача адекватно реабилитировать пациента. Например: использование слуховых аппаратов, в детском возрасте — кохлеарная имплантация, применение других методов реабилитации.
3. Смешанная тугоухость — это сочетание кондуктивной и нейросенсорной тугоухости. Лечение смешанной тугоухости зависит от степени и характера нарушения слуха.

Диагностика

Основные методы диагностики снижения слуха (тугоухости):
1. Аудиометрия — это основной метод диагностики слуха, который позволяет определить степень потери слуха и её характер.

Существует несколько видов аудиометрии:
  • Тональная пороговая аудиометрия — это метод, при котором пациент слушает звуки различной частоты и громкости. Врач определяет порог слышимости для каждого уха.
  • Речевая аудиометрия — это метод, при котором пациент повторяет слова или фразы, которые произносит врач через микрофон. Врач оценивает разборчивость речи пациента.
  • Игровая аудиометрия — это метод, который используется для диагностики слуха у детей.

Аудиометрия является наиболее точным методом диагностики слуха.
2. Тимпанометрия — это метод диагностики состояния среднего уха, который позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давление в среднем ухе.
3. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) — это метод регистрации звуковых колебаний, которые возникают в улитке внутреннего уха в ответ на звуковую стимуляцию. ОАЭ является неинвазивным и безболезненным методом диагностики слуха у новорождённых и детей младшего возраста.
4. Импедансометрия — это комплексный метод диагностики, который включает в себя тимпанометрию и акустическую рефлексометрию.

Акустическая рефлексометрия — это метод измерения сокращения стременной мышцы в ответ на громкий звук.
5. КСВП — коротколатентные слуховые вызванные потенциалы

6. ASSR — вызванный слуховой ответ
7. Камертональные тесты

Самодиагностика

Попробуйте ответить на несколько вопросов:


  • Замечаете ли вы, как весело щебечут птицы за окном и как шумит листва?
  • Вам стало сложно услышать звонок телефона или звонок в дверь?
  • Вам трудно разобрать разговор по телефону?
  • Вы стали замечать, что в последнее время люди стали говорить тише или неразборчивее
  • Приходится ли вам часто поворачивать голову к собеседнику и напрягаться, чтобы понять его слова?
  • У вас лучше получается понимать мужские голоса чем женские?
  • Бывает ли у вас путаница с похожими по звучанию словами?
  • Затрудняетесь ли вы понять разговор в шумной обстановке, например, на улице или в компании?
  • Часто ли вам приходится просить повторить произнесенное?
  • Замечают ли вас за громким включением телевизора или радио?
Онлайн проверка слуха:

Интересная ссылка, попробуйте проверить себе слух онлайн: https://www.testyourhearing.com/ru/

А вот еще одна:
https://hearing-screener.beyondhearing.org/GHDZku/welcome

Чем можем помочь после диагностики?

Провели осмотр, выполнили диагностику:

1. Получили проблемы со звукопроведением — кондуктивную тугоухость — обследуем — лечим. В большинстве случаем можно помочь пациенту.
2. Получили проблемы со звуковосприятием — нейросенсорную тугоухость: — острый период — обследуем — лечим — хроническая форма — обследуем — исключить патологию, которая поддается лечению — если проблему можно решить — пытаемся это сделать (например: невринома), если нет — реабилитируем (слухопротезируем при наличии показаний).
3. Получили смешанный вариант — лечение зависит от степени и причин нарушения слуха.

Основные признаки нарушения слуха

Как заподозрить снижение слуха у человека?
— Не реагирует на звуки, которые раньше вызывали у него реакцию.
— Часто просит повторить сказанное.
— Увеличивает громкость.
— Внимательно следит за губами собеседника во время разговора.
— Говорит громче, чем обычно.
— Жалуется на звон или шум в ушах.
— Плохо понимает речь в шумной обстановке.
— Испытывает трудности с восприятием высоких или низких звуков.
— Чувствует заложенность или боль в ушах.
— Замечает, что его речь стала менее внятной.

Как в раннем возрасте заподозрить снижение слуха у ребенка?

Родителям важно знать, что есть несколько простых признаков, которые помогут определить, все ли в порядке со слухом у их ребенка.
— В возрасте 4−6 недель ребенок испугается от внезапного громкого звука;
— В 3−4 месяца малыш начинает поворачивать голову и взгляд в сторону источника звука;
— К 6−7 месяцам он начинает лепетать не только односложные звуки, но и целые «слова»;
— В возрасте 10−12 месяцев ребенок реагирует на тихие звуки с расстояния в один метр. Продолжается развитие речи.

Если вы обратили внимание, что у ребенка есть несколько признаков снижения слуха — нужно обратиться к врачу.

Слухопротезирование

Что такое слухопротезирование?

Слухопротезирование — это процесс реабилитации людей с нарушением слуха при помощи подбора и настройки слуховых аппаратов.

Показания к слухопротезированию:
100% показаний, четких и однозначных, к слухопротезированию — НЕТ. Т. е. по факту — это любая форма тугоухости, которая не поддается лечению и мешает человеку коммуницировать и развиваться в обществе.

Что учитывают, когда решается вопрос о слухопротезировании?

  • Причины и давность возникновения тугоухости.
  • Степень и тип тугоухости.
  • Степень снижение разборчивости речи.
  • Степень ограничения социальных и профессиональных функций.
  • Мотивация пациента.

Мифы про аппараты:

1. Современные слуховые аппараты снижают слух.
Правильно подобранные и настроенные современные цифровые слуховые аппараты не вызывают снижение слуха.

2. Слуховые аппараты устраняют причины снижения слуха.
Нет, нет, нет и еще раз нет.

3. Слуховые аппараты помогают абсолютно всем при снижении слуха.
К большому сожалению — это не так. Мы можем помочь 90% из 100%. Т. е. из 10ти человек — 9ти.

С чем это связано? Нужно учитывать много факторов степень и форму тугоухости, когнитивные способности пациента и т. д
Противопоказания к слухопротезированию:

1. Острые процессы в наружном, среднем и внутреннем ухе.
2. Период нестабильного состояния слуха (например: нейросенсорная тугоухость в течение 1.5 месяцев, проведение химиотерапии и т. д.
3. Психические заболевания, которые делают невозможным использование слуховых аппаратов.
4. Абсолютная глухота.
5. Неадекватные ожидания пациента от слухопротезирования, например, если человек ожидает, что слуховой аппарат полностью восстановит его слух до идеального уровня.

Важно В 90% случаев хронической тугоухости слухопротезирование может быть эффективным.

Использование современных слуховых аппаратов значительно улучшает качество жизни и социальную адаптацию.

Виды слуховых аппаратов:

1. Заушный слуховой аппарат
BTE
RIC
В чем разница?

BTE — основные части слухового аппарата находятся в корпусе за ухом, а внутри уха расположен ушной вкладыш — между собой детали соединяются специальной трубкой звуковода.
RIC — по виду очень похож на предыдущий вид, однако у данных моделей ресивер (штука, которая воспроизводит усиленный звук) расположен в ухе.

Преимущества заушных слуховых аппаратов

1. Широкий диапазон настроек — от легкой до тяжелой потери слуха.
2. Простота обслуживания. Заушные аппараты обычно имеют простую конструкцию, что облегчает их обслуживание и ремонт. В случае возникновения проблем, можно быстро и легко заменить или отремонтировать отдельные компоненты.
3. Доступная цена. Заушные слуховые аппараты являются одним из самых доступных вариантов коррекции слуха. Они предлагают хорошее соотношение цены и качества, делая их доступными для широкого круга пользователей.
4. Универсальность. Заушные аппараты подходят для различных степеней потери слуха и могут быть адаптированы под индивидуальные особенности снижения слуха пациента.
5. Удобство использования. Заушные аппараты имеют удобную конструкцию и не вызывают дискомфорта при длительном использовании.
6. Возможность замены компонентов. В случае износа или повреждения отдельных компонентов, таких как ушной вкладыш или ресивер, их можно легко заменить без необходимости покупки нового аппарата.
7. Разнообразие моделей. Существует множество моделей заушных аппаратов, которые отличаются по дизайну, функциям и цене. Это позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от потребностей и бюджета.
8. Долговечность. При правильном уходе и обслуживании они могут служить долгие годы.
9. Легкость в использовании. Заушные аппараты просты в эксплуатации и не требуют длительного обучения. Пользователи могут быстро освоить основные функции и начать пользоваться аппаратом сразу после установки.
10. Доступность. Заушные слуховые аппараты доступны во многих странах и регионах, что делает их популярным выбором для людей с нарушениями слуха.

Недостатки заушных слуховых аппаратов

1. Заметность. Заушные аппараты могут быть заметны окружающим, что может вызывать дискомфорт у некоторых пользователей.
2. Риск потери или повреждения. Заушный аппарат может быть потерян или поврежден при неосторожном обращении, что потребует дополнительных затрат на ремонт или замену.
3. Возможность возникновения обратной связи. При неправильном использовании заушный слуховой аппарат может создавать неприятный шум или свист (обратную связь), который может мешать восприятию звуков.

2. Внутриушный слуховой аппарат

ITE
ITC
слуховой аппарат, полностью занимающий пространство в ушной раковине) — в современном мире встречается редко
корпус устройства меньше, расположен в наружном слуховом проходе
CIC
IIC
аппарат с еще более миниатюрным корпусом, расположенном глубоко в наружном слуховом проходе
самое маленькое, невидимое окружающим устройство, целиком расположенное глубоко в наружном слуховом проходе

Преимущества внутриушных слуховых аппаратов


  • Естественный внешний вид. Внутриушные слуховые аппараты практически незаметны для окружающих, что позволяет сохранить конфиденциальность и избежать неловких ситуаций.
  • Комфорт при использовании. Благодаря компактному размеру и удобной форме, внутриушные аппараты не вызывают дискомфорта при длительном ношении. Они плотно прилегают к уху, обеспечивая хорошую слышимость и комфорт.
  • Удобство при занятиях спортом. Внутриушной аппарат плотно прилегает к уху и не смещается при активных движениях или занятиях спортом. Это делает его удобным выбором для людей, ведущих активный образ жизни.

Недостатки внутриушных слуховых аппаратов

1. Подходит не для всех форм тугоухости — не могут компенсировать тяжелую потерю слуха 2. Сложность обслуживания — элементы слухового аппарата закреплены в миниатюрном корпусе, сделанному индивидуально под ухо пациента.
3. Ограничение по функциям — чем меньше аппарат — тем меньше возможных удобных функций.
4. Стоимость — одна из самых высоких.

3. Частично имплантируемые аппараты костного проведения

Частично имплантируемый аппарат костного проведения представляет собой устройство, которое состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внешняя часть включает в себя микрофон, усилитель и передатчик, который крепится снаружи. Внутренняя часть представляет собой имплант, который устанавливается под кожу за ухом (металлическая штука, которая вкручивается в кость). Имплант передаёт звуковые сигналы через кость к внутреннему уху, обеспечивая тем самым восприятие звука.

Как работает частично имплантируемый аппарат костного проведения?

Звуковые сигналы преобразуются в электрические импульсы, которые передаются через внешнюю часть устройства к импланту. Затем имплант преобразует эти импульсы в механические колебания, которые передаются через кость к улитке. Улитка преобразует механические колебания в нервные импульсы, которые затем передаются в мозг, где они воспринимаются как звук

Преимущества частично имплантируемый аппарат костного проведения:

1. Обеспечивают более естественное звучание, так как передают звук непосредственно во внутреннее ухо через кость при тяжелых формах тугоухости.
2. Могут быть более эффективными при тяжёлых степенях потери слуха, когда другие типы слуховых аппаратов не обеспечивают достаточного усиления звука.

Недостатки частично имплантируемых аппаратов костного проведения:

1. Более сложные и дорогостоящие устройства, чем традиционные слуховые аппараты.
2. Установка требует хирургического вмешательства, а также регулярного технического обслуживания.

Перед принятием решения о выборе частично имплантируемого аппарата костного проведения необходимо тщательно взвесить все преимущества и недостатки этого метода слухопротезирования.

4. Система кохлеарной имплантации

Это электронное устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток, обеспечивая электрическую стимуляцию сохранных нервных волокон. Система кохлеарной имплантации — это космос в слухопротезировании. Эта тема достойна отдельной главы в слухопротезировании
Интересно:
В большинстве разивитых стран аппараты RIC (заушный аппрарат с выносным ресивером) активно заменяют CIC (внутриканальный слуховой аппарат), т.к. размер заушной части с каждым годом становится все меньше и меньше, а функциональность аппарата RIC гораздо выше CIC.

Как выбрать слуховой аппарат?

Этот процесс индивидуален для каждого, однако важно, чтобы специалист, который проводит первичную настройку объяснил о преимуществах и недостатках разных видов слуховых аппаратов.
1. Степень потери слуха — от данного параметра будет зависеть форм-фактор (внешний вид) слухового аппарата. Если легкую степень потери слуха можно компенсировать внутриушным слуховым аппаратом, то тяжелую — только заушным.
2. Анатомия наружного слухового прохода — достаточно важный фактор при использовании внутриушных слуховых аппаратов — если имеется анатомически узкий слуховой проход, либо наличие экзостозов, либо других анатомических особенностей — применение внутриушных слуховых аппаратов может быть затруднительно.
3. Функциональность — этот параметр зависит от ваших предпочтений, например, связь с телефоном, наличие направленных микрофонов, количество программ, автоматическая адаптация к разным звуковым обстановкам и т. д.
4. Образ жизни — вы спортсмен, подросток, любитель рыбалки и большого театра и т. д. От вашего образа жизни зависит вид и технологический уровень слухового аппарата.
5. Стоимость. Важно: при выборе слухового аппарата самая высокая стоимость — не равно самый лучший слуховой аппарат. При первичной примерке пробуйте аппараты из разных ценовых сегментов.

Как проходит слухопротезирование?

1. Специалист проводит осмотр, собирает анамнез. Важно, чтобы это был врач. Важно, чтобы это был полноценный осмотр с применением эндоскопии, или отомикроскопии. Когда обращаетесь в центр слухопротезирование — спросите, какой специалист перед вами: врач, или слухопротезист. Последний может быть совсем без медицинского образования и об анатомии и болезнях ЛОР органов слышал 1−2 лекции.
2. Проводится диагностика снижения слуха: камертнональные пробы, тимпанометрия / импедансометрия, аудиометрия. Детям в раннем возрасте проводится ОАЭ, КСВП, ASSR.
3. Выявляется форма и степень потери слуха.
4. Принимается решение о слухопротезировании.
5. Первичная примерка и настройка слуховых аппаратов.
6. Обучение использованию.
7. Консультации по адаптации.
8. Пробное ношение слуховых аппаратов с ведением дневника.
9. Окончательные выбор моделей.
10. Первичная настройка выбранных моделей после пробного ношения.
11. Изготовление слепков, вкладышей, корпусов.
12. Повторные консультации и коррекция настройки.

Чем обусловлена такая «высокая» стоимость слухового аппарата?

Говорят, что медицина — это математика. Я во многом согласен с этим выражением. Поэтому «высокая» стоимость написана в кавычках.

Стоимость слухового аппарата складывается из его внешнего вида, технологического уровня, функциональной начинки (процессор, количество и направленность микрофонов) этого миниатюрного устройства и срока использования этого медицинского изделия.

С чем часто сталкиваюсь, когда заходит речь про стоимость СА — это фраза — А что так дорого? Я думал, что это стоит 5000 рублей.

Давайте разбирать это «дорого». По закону в РФ, человек, при наличии группы инвалидности по слуху, получает слуховой аппарат от государства бесплатно, либо приобретает за свои деньги СА, и получает компенсацию от государства за СА. СА подлежит замене по закону каждые 4 года. 4 года — это 48 месяцев. Средняя стоимость СА для взрослого человека на середину 2024 года около 55 000 тысяч рублей. Это не говорит о том, что СА стоят ОТ 55 000 тысяч рублей. СРЕДНЯЯ стоимость. Таким образом 55 000 делим на 48, и получаем 1146 рублей в месяц за то чтобы вы могли слышать. Слышать близких людей, активно участвовать в социальной жизни, ходить в театр, слышать звуки природы, а самое главное — это безопасность — слышать, как едет машина, как льется вода, слышать звонок в дверь, звонок телефона и т. д. 1146 рублей в месяц за это — дорого? 1146 рублей в месяц за улучшение качества жизни — дорого?

Насчет детского слухопротезирование — сумма в месяц за один СА получается около 1900. От грамотного слухопротезирование слабослышащего ребенка зависит вся его дальнейшая жизнь. 1900 в месяц, чтобы ребенок развивался — дорого? Подумайте и ответьте себе честно на эти вопросы. У меня все.

Исторический путь слухового аппарата

Проблемы со слухом не являются порождением современности. Сложная природа человеческой слуховой системы и ее потенциальные недостатки уже давно привели к необходимости придумать способы усиления звука. Решения варьировались от простых слуховых труб XVII века до инновационных слуховых аппаратов, доступных сегодня.

Эволюция слуховых технологий — яркий пример человеческих способностей и изобретательности.

Самый первый слуховой аппарат, названный ушной трубой, был создан в 1634 году. Хотя имя самого изобретателя не совсем ясно, первым человеком, упомянувшим о слуховой трубе, был французский математик и священник Жан Лерешон.

Немецкий изобретатель по имени Иоганн Непомук Мельцель был первым, кто начал производить слуховые трубы, начиная с 1810-х годов. Он даже создал слуховые трубы для Бетховена, когда композитор начал терять слух. В 1898 году Миллер Риз Хатчисон изобрел «Акуфон», который стал первым портативным электрическим слуховым аппаратом.

В 1920-х годах Эрл Хэнсон запатентовал первый слуховой аппарат с вакуумной трубкой под названием «ВакуФон». Затем появились транзисторные слуховые аппараты в 1948 году.
Только в 1956 году появились заушные слуховые аппараты как более незаметный и портативный вариант. Внутриушные варианты появились в 1970-х годах, предлагая микропроцессоры и многоканальную амплитудную компрессию, что позволило сделать слуховые аппараты намного меньше.

В 1980-х годах были изобретены микрокомпьютеры и высокоскоростные процессоры, а в 1990-х годах появился первый полностью цифровой слуховой аппарат. Наконец, в 2010-х годах появились слуховые аппараты с Bluetooth-соединением.

Первые слуховые аппараты были сконструированы довольно просто. «Ушная труба» имела простую пустотелую конструкцию, которая направляла звуковые волны к уху. Для изготовления слуховой трубы можно было использовать множество материалов, включая рога животных, листовой металл, раковины улиток и дерево. Несмотря на свою простоту, они изготавливались на заказ для каждого клиента.

В акуфоне использовался угольный передатчик, преобразующий слабый сигнал в более сильный с помощью электрического тока. Это было громоздкое устройство, которое требовало таскать с собой усилитель, микрофон, наушники и батарею, которой хватало ненадолго.

Вакуфон использовал телефонный передатчик для преобразования речи в электрические сигналы, которые затем усиливал приемник. Усилитель и батарейки нужно было носить на шее, а микрофон держать в руке. В то время размер микрофона был пропорционален степени потери слуха.

В транзисторных слуховых аппаратах, впервые выпущенных в 1948 году, вместо вакуумных трубок использовались транзисторы. Они были меньше и требовали меньше энергии от батареек. Однако, как правило, они переставали работать через несколько недель.

Миниатюризация слуховых аппаратов — Заушные слуховые аппараты появились в 1956 году и стали незаметным вариантом. Корпус аппарата располагался за ухом и соединялся с наушником.

С изобретением микропроцессора в 1970-х годах началась гонка за создание самого маленького слухового аппарата. Эдгар Вильчур придумал аналоговое многоканальное устройство амплитудной компрессии, которое позволило разделить аудиосигналы на частотные полосы. Это позволило усиливать одни звуки сильнее, чем другие.

В это время появились и внутриушные устройства, обеспечивающие еще более удобную и тонкую посадку. Время работы от аккумулятора увеличилось, а характеристики стали лучше подстраиваться под каждого человека.

В 1970-х годах высокоскоростные процессоры цифровых массивов стали использоваться в микрокомпьютерах, но полностью цифровой слуховой аппарат появился только в 1982 году. Поскольку создателям все еще приходилось размещать в аппарате микрокомпьютер, процессор с цифровым массивом, FM-передатчик и приемник, он оставался громоздким слуховым аппаратом.

Однако в 1980-х годах появились цифровые чипы, необходимые для высокоскоростной обработки цифровых сигналов. Они значительно упростили обработку, но потребляли слишком много энергии и были довольно большими. Со временем специалистам удалось решить эти проблемы и создать цифровой аппарат.

Примерно в середине 1990-х годов слуховые аппараты стали более программируемыми. В них появились переключатели и триммеры, которые можно было настраивать для улучшения качества звука. Именно тогда слуховые аппараты стали больше внимания уделять удобным элементам управления, а также технологии, позволяющей адаптироваться к различным типам слуховых ситуаций.
Далее был сумасшедший прорыв — это кохлеарные импланты.

Кохлеарные имплантаты с 1980-х годов являются утвержденным методом лечения людей с тяжелой и глубокой потерей слуха. Этот вид слухового аппарата состоит из имплантируемого компонента, который вживляется в слуховую систему, и внешнего компонента, который носится за ухом.

Кохлеарные имплантаты работают в обход поврежденных участков уха, передавая звуковые сигналы в слуховой нерв. Затем эти сигналы поступают в мозг. Хотя звуки не похожи на нормальный слух, мозг может научиться их интерпретировать. Кохлеарные имплантаты могут быть односторонними или двусторонними.
В наши дни операции по установке кохлеарных имплантов стали более безопасными и снижают риск повреждения улитки в процессе введения электродов. Внешняя часть устройства также стала меньше и удобнее, чем раньше. Достижения в технологии кохлеарной имплантации увеличили потенциал кандидата.

Современные слуховые аппараты оснащены многим крутыми функциями Существуют также «умные» слуховые аппараты, которые сами настраивают свои параметры в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь. Многие из них не требуют кнопок регулировки громкости. Многие аппараты также позволяют говорить по телефону и слушать музыку или подкасты прямо с мобильных устройств.

Теперь у вас есть возможность управлять настройками через приложения и полагаться на то, что слуховой аппарат будет регулироваться самостоятельно. Имея в своем распоряжении эти современные функции, вы получаете больше свободы.

Если взглянуть на историю слуховых аппаратов, то можно понять, как быстро происходят судьбоносные изменения в медицине. Люди помогают людям с нарушениями слуха наслаждаться жизнью уже сотни лет, причем изобретения были самыми простыми — от самых простых аппаратов до настолько сложных, что они могут работать без вашего участия. Кто знает, что может стать следующим достижением?

Если вы столкнулись с проблемой потери слуха, лучшее, что вы можете сделать, — это обратиться к врачу

Ототоксичные препараты

Некоторые лекарства вызывают повреждение волосковых клеток улитки в зависимости от дозы и называются «ототоксичными».

К ототоксичным препаратам относятся диуретики, применяемые в высоких дозах, противоопухолевые препараты (такие как цисплатин и карбоплатин) и аминогликозидные антибиотики. Последние (к ним относятся неомицин, канамицин, гентамицин, амикацин и т. д.). Они действуют непосредственно на волосковые клетки, повреждая сначала наружные, затем внутренние волосковые клетки с градиентом от основания к вершине
ВЛИЯНИЕ АМИНОГЛИКОЗИДОВ НА СТРУКТУРЫ УЛИТКИ

Повреждение волосковых клеток происходит в два этапа: от первого до третьего ряда наружных волосковых клеток, затем внутренних волосковых клеток, которые повреждаются в последнюю очередь, от основания до верхушки улитки.

Далее представлены изображения из электронного микроскопа, которые показывает дегенеративный процесс волосковых клеток из кортиева органа КРЫСЫ, подвергшейся воздействию возрастающих доз амикацина.
1) Начальная стадия интоксикации аминогликозидами.

Первый ряд наружных волосковых клеток наиболее поражен. Во втором и третьем рядах видны незначительные повреждения, а внутренние волосковые клетки не повреждены. В клинической популяции этот уровень повреждения проявляется как легкая или умеренная потеря слуха, сопровождающаяся небольшими проблемами с частотной дискриминацией.
2) Более высокая доза уничтожает почти все наружные волосковые клетки, что приводит к потере активного механизма улитки. Внутренние волосковые клетки при этом остаются незатронутыми.

В клинической популяции этот уровень повреждения проявляется в виде потери слуха примерно на 50−60 дБ, при этом частотная дискриминация сильно изменяется.
3) При дальнейшем увеличении дозы внутренние волосковые клетки также разрушаются. В данном случае, очевидно, имеет место глубокая (полная) потеря слуха.
4) Полное исчезновение кортиева органа.

После исчезновения волосковых клеток опорные клетки также подвергаются глубоким изменениям. Они образуют рубцовую ткань на всем пространстве, освобожденном волосковыми клетками.

На последней стадии опорные клетки становятся недифференцированными и образуют плоский эпителиальный слой. Вместо волосковых клеток — пустыня.

ОК, клетки погибли, что дальше?
Дальше начинается дегенеративные процессы (гибель клеток спирального ганглия), которые затрагивают спиральный ганглий 1 типа.
Важно:
Важно всегда быть бдительным в период развития улитки (т.е. на 2-ом сроке беременности или у недоношенных детей), или в случае повышенной чувствительности к антибиотикам. В этих случаях дозы аминогликозидов, не вызывающие раздражения у взрослых, могут вызвать необратимые повреждения у детей